Про колекцію творів Шовкуненка

В настоящее время Херсонский художественный музей обладает одной из самых крупных в Украине коллекцией произведений Алексея Алексеевича Шовкуненко. В нее входит 155 экспонатов: 46 – масляная живопись, остальные – пастель и акварель. Эта коллекция начала формироваться еще при жизни художника, когда у автора Министерством культуры Украины в 1966 году для Художественного отдела Краеведческого музея было приобретено несколько пастельных пейзажей и акварели «Портрет летчика Калениченко», «Руины Успенского собора», «Под Белорецком». В конце 60-х годов в коллекциях Одессы и Херсона были закуплены пастельные произведения 20-х 30-х годов «Рабфаковка», «Женский портрет», «Интерьер с девушкой», «Зеленое хозяйство в Херсоне».

Формирование настоящей большой коллекции приходится на начало 80-х годов прошлого века, когда в Херсоне уже существовал самостоятельный художественный музей. В 1980 году Научно-исследовательским музеем Академии художеств СССР была организована ретроспективная выставка произведений художников-академиков Лактионова, Залькална и Шовкуненко, в которой экспонировались и наши работы «Портрет летчика Калениченко», «Руины Успенского собора», «Под Белорецком», пастельные пейзажи.

По инициативе В.Г.Чуприны, который в то время занимал должность начальника Областного управления культуры, раздел выставки, представляющий творчество Шовкуненко, был показан в Херсоне. Основу выставки составили произведения из фондов Киевского музея украинского искусства (сейчас Национальная картинная галерея) и собрания Александры Васильевны Шовкуненко. После окончания экспонирования выставки в музей поступило около 70-ти произведений А.А.Шовкуненко, большая часть которых была подарена Александрой Васильевной.

В 1981году музею было присвоено имя художника. Огромную роль в налаживании контактов с А.В.Шовкуненко и в том, что музей носит имя А.А.Шовкуненко сыграли В.Г.Чуприна и первый директор музея Е.Е.Подольский. В последующие годы в фонды музея постоянно поступали произведения художника. Наиболее значительное поступление состоялось в 1984 году, когда отмечалось 100-летие со дня рождения мастера. Тогда была организована выставка «А.А.Шовукненко и его ученики», которая представила А.Шовкуненко как выдающегося педагога, основателя целой художественной школы в украинском искусстве середины и второй половины ХХст.

После мероприятий многие из учеников Шовкуненко подарили музею свои произведения. Тогда к нам попали работы В.Пузырькова, А.Лопухова, Т.Хитровой, Г.Васецкого, Г.Коган-Шаца, Самусенко, Болдыревой, Л.Чичкана, С.Лившиц и др.  Таким образом, музей располагает коллекцией, которую можно назвать «А.А.Шовкуненко и его ученики». В комплектовании этой части собрания следует отметить особую роль нынешнего директора музея А. В. Доценко. Используя личные контакты с А. В. Шовкуненко и художниками, она занималась отбором произведений и их транспортировкой в Херсон.

Широкий временной диапазон, жанровое и тематическое разнообразие, высокое художественное качество произведений коллекции дают возможность проследить творческий путь А.А.Шовкуненко, представить различные его дарования.

Наиболее ранние произведения художника относятся к годам его обучения в Петербургской Академии художеств. Два из них – живописные учебные постановки обнаженных натурщиков, в которых решаются определенные программные задачи. Особый интерес представляет графический автопортрет, представляющий личностное отношение к себе молодого начинающего художника.

Следующий этап – период первых послереволюционных лет, в биографии художника связан с Херсоном. Из-за болезни отца А.Шовкуненко был вынужден задержаться в городе, где его застали революционные события. Академию художеств он не закончил. Тем не менее, искусство Шовкуненко конца 10-х, 20-х и начала 30-х годов характеризует его как самостоятельного художника.

В эти годы он делает значительные достижения в области пленэрной живописи. Об этом свидетельствуют многочисленные пейзажные этюды и портреты. В музейной коллекции это пастели «Девушка в интерьере», «Цветочное хозяйство в Херсоне», «Рабфаковка», «Портрет М.Фадеевой», исполненные маслом этюд «Цветочницы» и серия «Херсонские базары», «Натюрморт с синим кувшином», интерьер «Солнечный луч» и др. Их достоинства – в декоративной звучности цветовой насыщенности, ощущении радости и оптимизма. В значительной степени успехи художника связаны с влиянием одесской живописной школы.

Признание Шовкуненко в искусстве приходится на 30-е годы, когда он создает серию акварелей «Днепрогэс». Однако, индустриальные пейзажи в этой технике появились значительно раньше, когда он писал Херсонские судомеханические мастерские им.Куйбышева. Дальнейшее развитие индустриальной тематики, чрезвычайно востребованной в советскую эпоху, связано с многочисленными поездками на крупные промышленные предприятия страны. В собрании музея хранятся этюды, изображающие Херсонские судомеханические мастерские, завод «Азовсталь», Одесский судостроительный завод, Луганский тепловозостроительный завод им.Октябрьской революции, портреты их рабочих.

В результате поездок по стране рождались новые циклы. Один из них посвящен природе и людям Молдавии. Мы имеем возможность представить эту серию поэтичным искрящимся акварельным пейзажем «Ручей. Молдавия», живописным полотном «Молдаванки» и одной из лучших картин цикла «Портретом молдаванки возле зеркала». Красота национального костюма, его яркая цветовая насыщенность, а также — даров щедрой молдавской земли очень привлекали художника, который всегда стремился к выявлению декоративных свойств колорита.

Следующий период творчества Шовкуненко – времен Великой Отечественной войны – представлен произведениями, созданными во время эвакуации в Уфе. Это цикл лирических пейзажей старого уральского городка, где уютные улочки и дворы связаны с именем М.Нестерова («Уфа. Улица.», «Уфа. Вход в музей им.М.Нестерова», «Уфа. Река Белая.» и др.) Кроме того он продолжает индустриальную тематику. На Белорецком металлургическом комбинате он пишет пейзажи («Под Белорецком») и портреты рабочих – металлургов («Портрет рабочего в кепке», «Голова башкира» и др.)

Ко времени пребывания в Москве, где Шовкуненко находился по пути из эвакуации, относится серия пейзажей, проникнутых ощущением тревожного военного времени («Артиллерия на мосту», «Москва. Кремль.», «Москва. Сумерки.» и др.) Это же настроение присутствует и в портретной галерее тех лет. Достойное место занимают в ней портреты скульптора Г.Тенера, академика Б.Чернышова, летчика Калениченко.

Работу в портретном жанре Шовкуненко продолжил уже в мирное время. Характер человека активного, полного жизненной энергии всегда интересовал художника. Он стремился к созданию образов содержательных, внутренне значимых. (Портреты Ю.Ямпольского, Г.Савицкого, М.Ямпольского). Обладая даром живописца, Шовкуненко большое внимание уделял цветовой насыщенности произведений. Это ярко проявилось в картинах, представляющих жанр театрального портрета ( Портреты балерины Н.Скорульской, Н.Ужвий в роли Раневской и др.)

В собрании музея широко представлена пейзажная живопись послевоенных десятилетий. Здесь — уголки украинской природы, Прибалтики, Кавказа. Художник работал во всех живописных техниках, в совершенстве владея ими. В последние годы жизни он отдал предпочтение пастели как наиболее мобильной в работе с натуры. Особой поэтичностью отличаются пастельные пейзажи 70-х годов, созданные в Кончи-Заспе.

Коллекция произведений нашего земляка, народного художника СССР, Действительного члена Академии художеств СССР Алексея Алексеевича Шовкуненко – интересная и значительная часть музейного собрания. Она по праву занимает достойное место в составе культурного наследия нашей страны.

Лилия Вольштейн, искусствовед,
зав. научно-экспозиционным отделом
ХОХМ им. А. А. Шовкуненко

Оставьте комментарий