Українська ікона

Дяченко В. В.,
заступник директора
з наукової роботи

Достойное место в коллекции Херсонского художественного музея им. А. А. Шокуненко занимает собрание русских и украинских икон 17 — нач. 20 вв. Большая часть образов представляет собой так называемую “позднюю” икону, отличающуюся большим стилистическим разнообразием, сложностью символики и сюжета, рядом иконографических типов, заимствованных из западноевропейского искуства. Изучение этого периода в истории иконописи на фоне общего процесса обмирщения культуры и усиления в ней светского начала требует дальнейшего углубления и продолжения. На сегодняшний день эта тема не достаточно разработана в специальных монографиях, редко встречается и в научной периодике.

Тем больший интерес и заслуженное внимание вызывает собрание икон в коллекции Херсонского музея, происходящих из разных культурных центров и относящихся к различным художественным школам и традициям. История поступления икон в музей связана с организацией “Новоэкспорт”, образованной в 70-ые годы при Министерстве культуры СССР, и Всесоюзным производственно-художественным комбинатом им. Вучетича, располагавшими большим фондом русской иконописи. Часть образов была приобретена музеем у коллекционеров или получена в дар, передана Национальной комиссией по вопросам возвращения на Украину культурных ценностей. Таким образом в нашем собрании оказались “северные письма”, иконы из Строгановских мастерских, Палеха, Крыма, центральных регионов Украины.

УКРАИНСКАЯ ИКОНА

Христос ВиноградарьМалочисленное собрание украинских икон в коллекции музея заслуживает самого пристального внимания и подробной характеристики. В первую очередь, следует отметить иконы, выполненные маслом на широких горизонтальных холстах, некогда украшавших сельские храмы Центральной Украины. Их появление и распространение относится к 18 ст., но и на протяжении 19 ст. они продолжают бытовать в народном творчестве. Тематика и образный строй таких произведений заключают в себе элементы фольклорного сознания.

Икона “Христос-Виноградная Лоза” кон. 18 — нач. 19 ст. раскрывает сущность одного из центральных догматов христианства простым и доступным языком образов. Лики Христа и сятых отличаются мягкой душевностью, излучают доброту и любовь. Наивная манера изображения согласована с локальным колоритом. В орнаментальном мотиве вьющейся виноградной лозы сказывается влияние стенных народных росписей.

В трехчастной иконе “Св. Георгий Победоносец с апостолами Петром и Павлом” 19 ст. изображен один из самых почитаемых украинским народом святых, верный помощник в делах мирного повседневного бытия и заступник в годину бедствий. В живом, непосредственном характере композиции и рисунка, мажорности цветового строя иконы отражены народное мировосприятие и твердая вера в торжество добра.

Богоматерь Утоли мои печалиПо всей видимости, к концу 18 началу 19 ст. относятся иконы “Благовещение” и “Христос и самарянка”, выполненные маслом на доске. Композиция иконы “Благовещение” вписана в овал. Фигуры Архангела Гавриила и Марии, помещенные в условную пространственную среду, написаны в традициях академической живописи. В их образах чувствуется оттенок легкой сентиментальности, усиливаемый характером колорита, решенного в мягких переходах жемчужно-зеленоватых тонов.

В иконе “Христос и самарянка” евангельский сюжет разворачивается в реальном, земном пространстве :на лоне природы с видом на городские стены , на фоне колодца, являющегося необходимым связующим звеном композиции. Примечательно внимание художника к деталям костюма и антуражу.

В украинской иконе, в отличии от русской, раньше и глубже произошло знакомство с художественным опытом Западной Европы. Его влияние было усвоено и народным творчеством, оставившем заметный след на профессиональном искусстве.

Украинская икона менее умозрительна, в ней нашли отражение бытовые и социальные аспекты жизни народа, что, в конечном итоге, обусловило самобытный характер ее существования и развития.

Сближаясь с академической религиозной живописью, украинская икона заимствует из нее приемы и средства художественной выразительности. Однако, и в этот период она сохраняет национальный дух и своеобразие черт.

Оставьте комментарий