Російська ікона
Среди наиболее ранних вещей выделяются так называемые “северные письма”, выполненные по-видимому в монастырях Русского Севера. Это образы евангелистов из деисусного чина. Фигуры святых в полный рост изображены в динамике, ноги едва касаются земли. Развевающиеся складки одежд словно подхвачены легким ветром. В ликах и в характерном жесте рук выражены смирение и мольба. В круглолицых смуглых добродушных апостолах угадывается простонародный типаж.
Икона “Тихвинская Богоматерь” 17 в. по характеру трактовки образов близка к работе художника Строгановской школы Прокопия Чирина, значившегося также в числе царских изографов. Она отличается традиционной иконографией, плоскостной манерой письма, жестской графичной деталировкой одежд.
Икона святых воинов-страстотерпцев Федора Стратилата и Дмитрия Солунского 17 ст. возможно также происходит из царских мастерских. Она написана с ювелирной тщательностью и изяществом, с использованием черновой орнаментики и твореного серебра.
Двухсторонние Четьи-Минеи 17 ст. из Палеха /так называемые “таблетки”/ характерны для этого известного художественного центра Подмосковья. Своеобразный церковный календарь, иллюстрированный фигурками святых, был особенно доступен для понимания в простом народе, распорядок жизни которого, круг земледельческих работ сверялись с днями почитания святых и годичными праздниками. Миниатюрные клейма Миней, расположенные в несколько рядов, потрясают сложностью композиционного решения, выписанностью многочисленных фигур святых, гармонией колорита.
Икона “Спас в Силах” 17 ст. восходит к образу нач. 15ст. работы А. Рублева и происходит из деисусного чина большого, возможно, соборного иконостаса. Величественный образ Христа, восседающего на троне, окружен огненным ромбом и сине-зеленым овалом, символизирующим космос . Золотой фон иконы перкликается с густой сетью ассиста светящихся одежд и нимба.
В иконах 17 в. из музейного собрания прослеживаются внимание иконописцев к изображению “доличного”: свобода в расположении фигур, сплошная орнаментация облачений, появление позема и охристых полей. Динамичные фигуры святых в длинных одеждах, ниспадающих вольным ритмом складок или торжественно стоящих воинов, закованных в мощную рыцарскую броню, выглядят жизненно и внушительно.
Среди немногочисленных образцов русской иконописи 18 ст. представляет интерес икона Покрова Богородицы. Она имеет двухъярусную многофигурную композицию, отличающуюся церемониальным характером и праздничностью колорита. Ярким дополнением к изображаемой чудесной сцене служит пышный церковный интерьер, в убранстве которого отразилось влияние светского стиля барокко. Усиление декоративного начала особенно проявилось в красочной стихии живописи. Пестрые ризы духовенства с дробным цветочным орнаментом согласуются с вычурными золотыми и серебряными деталями архитектуры, покрытыми чернью. Устремленные вверх каменные своды собора, венчаемые пятиглавием, образуют четкий, выразительный силуэт.
Несомненный интерес вызывают Четьи-Минеи 18 ст. Пестротой колорита, построенного на контрастах чистых цветов: красного, зеленого, белого, синего, коричневого они напоминают средневековые западные миниатюры.
Источник сюжета музейной иконы” Богоматерь Печерская-Свенская” 18 ст. уходит своими корнями в эпоху Киевской Руси. Однако, волею исторических судеб, этот извод получил распространение на русской почве. Богоматерь с Младенцем, сидящая на троне, изображена с предстоящими святыми Антонием и Феодосием, основателями Киево-Печерской Лавры. Любопытной особенностью некоторых поздних икон является наличие авторства, свидетельствующее о крупных переменах в сознании иконописца -художника. На иконе сохранилась малоразборчивая авторская надпись, из которой следует, что образ “Богоматери Печерской- Свенской” выполнен, по-видимому, иконописцем-учеником Лаврентием Ивановым, сыном Афанасьевым.
Многочисленные образцы иконописи 19 в. выделяются широким спектром сюжетов и образов, использованием различных способов письма и золочения, упрощением технологии приготовления основы для живописи.
В ряде икон начала и первой половины 19 ст. ощутим пережиток стиля барокко, выраженный в декоративности рисунка и композиции, нарядности колорита, подчеркнутой торжественности образов. Эти черты заметно проявились в иконах “Св. Никола Можайский с житием”, “Три святителя”.
Подлинным достоянием музейной коллекции может быть назван пятиярусный походный иконостас-складень первой половины 19ст., выполненный, предположительно, в Палехе. Он имеет строго упорядоченное размещение рядов и клейм, отличается архаичностью приемов письма, восходящих к традициям Строгановских мастерских 17 ст. В нижнем деисусном чине представлены образа Спаса в Силах и поклоняющихся Ему Богоматери, Иоанна Крестителя, Архангелов, апостолов, отцов Церкви, первомученников. Над ним помещается праздничный чин, затем апостольский и праотеческий. Узенькие створки складня имеют килевидные завершения.
Икона “Три всадника”, посвященная событиям современной истории, написана на сюжет Апокалипсиса. Иконография этого образа, вероятно, заимствована из западных гравюр. Как явствует из авторской надписи на иконе, она выполнена русским мастером Ильей Котляровым в городе Севастополе 23 января 1841г.
Аппеляция к византийским образцам, плоскостность изображения, стремление к обилию позолоты и резьбы характеризуют значительную часть образов второй половины и конца 19 в. Сюда относятся иконы “Спас Вседержитель”, “Богоматерь Казанская” с характерной резной каймой по полю.
Композиция иконы Богоматери-Неопалимая Купина представляет собой восьмиконечную звезду, состоящую из двух цветных четырехугольников с изображениями символов четырех евангелистов и Ангелов. В центре звезды, символизирующей объятый пламенем куст, виденный Моисеем но горе Хорив, в круге изображена Пресвятая Богородица с Младенцем. В ее руке-врата-символ видения пророка Иезекииля. Икона датирована 1871 годом и примечательна яркой декоративностью колорита, где использованы сочетания оранжевого, розового, фиолетового цветов. Прихотливый рисунок, орнаментальная деталировка золотом выделяют этот образ из числа других более строгих, сдержанных по характеру исполнения икон.
Цельная коллекция русских икон 17-19 вв. в обрании музея позволяет проследить в общих чертах сложную эволюцию искусства темперной живописи, ревностную приверженность русских мастеров к старинной традиции иконописания, их верность православному духу творчества.
В лучших произведениях русской иконописи рассматриваемого периода при неуклонном соблюдении иконописцами выработанных на протяжении веков композиционных схем и типов изображения нашли выражение национальный характер и вкусы, приметы времени и климат эпохи.