Як все починалося
История формирования коллекции Херсонского художественного музея -это увлекательная летопись развития музейного дела на Херсонщине. Она началась более века назад и продолжается до сих пор, открывая на своем пути неразгаданные тайны и легендарные имена, картографию путей и судеб героев своего времени, оставляя для потомков шедевры живописи в увесистых золоченых рамах, росчерки прихотливой графики, чеканный профиль скульптуры. Как все начиналось?
В 1890 г. по инициативе Виктора Ивановича Гошкевича, археолога, журналиста и общественного деятеля, в Херсоне произошло культурное событие особой важности — открытие «Археологического Музея при Губернском Статистическом Комитете». Особый интерес в нем представлял отдел церковной старины, куда поступали старинные иконы и утварь. Кроме того, коллекция все время пополнялась приносимыми в дар произведениями живописи и гравюрами. В собрании церковного отдела преобладали предметы XVII—XIX вв., но были экземпляры и глубокой древности – времен великокняжеских, собранные вблизи Херсона, предметы религиозного культа, найденные на руинах Запорожской Сечи, а также десять украинских икон на холсте. В 1907 г. под названием «Херсонский городской музей древностей и изящных искусств» он был передан Городской Управе.
В культурной среде губернского города начала века необходимость в организации отдельного музея изящных искусств ощущалась особенно остро. Художественные выставки в Народном Доме и залах Губернской земской Управы, активная деятельность Херсонского общества любителей изящных искусств, распространение частного коллекционирования способствовали формированию той социальной атмосферы, при которой должны были появиться энтузиасты и возникнуть новый музей. Основание музея, по заявлению князя Николая Антоновича Гедройца, было возможно лишь при исполнении некоторых условий: 1) город обязан предоставить соответствующее помещение, безопасное в пожарном отношении; 2) город должен означенное помещение отапливать в зимние месяцы, освещать и охранять произведения искусства.
В мае 1911 г. князь Николай Антонович Гедройц, известный меценат и общественный деятель, имевший прочные связи с Императорским Домом в Петербурге, обратился к Городскому Голове Николаю Блажкову с предложением основать в Херсоне музей изящных искусств. «Городской Голова, сознавая большое значение музеев в деле просвещения и считаясь с тем обстоятельством, что наличность музея изящных искусств является желательной не только для местного населения, но и для жителей соседних городов, стремящихся удовлетворить свои эстетические потребности, и что подобные учреждения подымают значение города до степени высококультурного центра», в свою очередь обратился к князю Гедройцу с просьбой уведомить Херсон о возможности бесплатного получения для будущего музея картин, статуй, ваз от Императорской Академии художеств, Императорского Эрмитажа, музея Императора Александра III (Русского Музея), Императорского фарфорового завода, монетного двора и проч.
Городская Дума разрешила принять на счет города расходы, которые потребуются по упаковке и пересылке в Херсон произведений искусства и уполномочила Городскую Управу выдать князю Н.А. Гедройцу доверенность на ходатайство в С.-Петербурге перед разными лицами и учреждениями по делам Херсонского музея изящных искусств.
Через некоторое время из полученного от князя Гедройца письма стало известно, что Президент Академии художеств – Великая Княгиня Мария Павловна (1854-1923), Августейшая тетка Государя Императора, супруга брата Александра Третьего, Великого Князя Владимира Александровича4, приказала передать: «…в случае открытия в Херсоне музея изящных искусств, Академия Художеств будет присылать художественные произведения, число которых будет колебаться от 5 до 7 в год, а также ценные художественные издания и гравюры». Императорские фарфоровый и стекольный заводы засвидетельствовали права музея на получение 24 образцов фарфоровой пластики, художественного стекла.
На основании постановления Думы был составлен «проект всеподданнейшего обращения» к Государю Императору с чувством благодарности и «беспредельной преданности» о присвоении музею изящных искусств имени Ее Императорского Высочества Великой Княгини Ольги Николаевны6.
В апреле 1912 г. ценный багаж с картинами и книгами, который сопровождал князь Гедройц, был доставлен в Херсон. Кроме 19 произведений живописи и скульптурных отливок из чугуна, для музея была передана и специальная библиотека. В нее вошли «Эстетика» Шопенгауэра, материалы по истории художеств в России, иллюстрированная история искусства, византийское искусство и древняя скульптура, христианские древности и археология, «Вестник изящных искусств», «Памятники древнерусского зодчества в Калужской губернии».
В мае 1912 г. Музей Изящных Искусств был открыт в помещении педагогического музея, располагавшегося на нижнем этаже здания бывшего ночлежного приюта Фальц-Фейнов, ранее отремонтированного и приспособленного под музей (пр. Ушакова, 16). В свою очередь, педагогический музей был переведен в помещение Народной аудитории. Заведование музеем было определено поручить училищной комиссии, уполномоченной также приглашать к участию в заведывании музеем лиц, полезных для его развития. Так, в 1914 г. им заведует Уильям Эдвин Каруана, английский вице-консул, известный в городе любитель искусств и коллекционер, член Херсонского общества любителей изящных искусств. В перспективе руководство музеем должно было осуществлять особое общество почитателей музея. Об интересе населения к Музею Изящных Искусств свидетельствовали данные его посещаемости. Среди его посетителей можно было встретить не только интеллигенцию, но и учащихся, фабричных рабочих и простолюдинов.
Городская Дума уполномочила Городского Голову Николая Блажкова поднести Великой Княгине Марии Павловне благодарственный адрес от населения города. В нем, в частности, говорилось: «…То, что казалось неосуществимым, получило бытие благодаря сердечному отношению Вашего Императорского Высочества, всегда отличавшему Членов Царствующего Дома Романовых, к широкому развитию художественного просвещения в нашем отечестве…. Нижеподписавшиеся посетители музея, принадлежащие ко всем слоям городского населения, почитают для себя за счастье принести Вашему Императорскому Высочеству чувства любви и горячей благодарности за оказанную населению нашего города милость, давшую нам возможность переживать неоднократно пробуждаемые искусством высокие наслаждения, почтительнейше прося о высоком Вашего Императорского Высочества содействии к дальнейшему развитию и процветанию музея».
С особой благодарностью Городская Дума отметила важные заслуги князя Гедройца. Открытый в Херсоне художественный музей стал первой ласточкой его широкой общественной деятельности, направленной на устройство музеев в провинции.
Как общественный деятель Николай Антонович вел переписку с И.Репиным, В.Суриковым, А.Куинджи. В 1912 г. выступил на всероссийском съезде русских художников с проектом устройства в провинции передвижных художественно-просветительских выставок.