Російське мистецтво ХІХ ст.
Дяченко В. В.,
заступник директора з наукової роботи
Галерею ярких женских портретов открывает образ княжны П.Н. Репниной- Голицыной, представительницы “золотого века” Екатерины Второй и фрейлины ее величества. Гибкость и ясность ума женщины подчеркивает высокое чело, таящее благородство помыслов и волевую решительность. В больших миндалевидных глазах сквозит энергия и обаяние . Этот камерный по характеру образ в овале выполнен кистью анонимного художника второй половины 18в. с оригинала крупнейшего мастера портретного жанра Д.Г.Левицкого.
Романтическое направление в русском искусстве первой половины 19в. представлено парадным женским портретом неизвестной в черном платье. Классически правильные , нежные черты загадочной брюнетки, ее цветущую красоту подчеркивают яркое , красно-черное сочетание наряда, зелень обобщенного пейзажного фона. Более сдержанно, интимно трактован образ незнакомки в прозрачной кружевной накидке. Невольно завораживает пронзительный , глубокий взгляд ее темных глаз, утонченная бледность лица. Возвышенно и лирично трактует образ юной итальянки, умывающейся у родника, К.П. Брюллов в своей картине “Итальянское утро”1824г. Гений великого мастера и сила его искусства нашли отражение в одноименной копии , выполненной в первой половине 19в. , возможно, одним из учеников Брюллова. Работа другого его последователя -Я.Ф. Капкова “Вдовушка” тщательностью рисунка и почти монохромной живописью ”напоминает точеные античные головки академических штудий. Лишь прозрачная скупая слеза, готовая пролиться из глаз вдовушки вносит в образ трагический оттенок.
Одна из самых удивительных граней русского романтизма- детский портрет. В коллекции Корниловской находится погрудное изображение склоненных друг ко другу черноволосых мальчиков с большими выразительными глазами- братьев Рубинштейн. Картина написана неизвестным мастером первой половины 19в., возможно, кистью А.В.Тропинина.
Жемчужиной коллекции можно с уверенностью назвать “ Женский портрет”1883г. К.Е. Маковского, в котором художник, вероятно, изобразил свою красавицу-супругу в элегантном черном платье и дорогих украшениях. Золотисто-желтый фон портрета, написанный в динамичной, вольной манере, придает образу внутренней энергии и теплоты. С цветовым строем полотна перекликается эффектное лепное обрамление картины, выполненное по эскизу самого Маковского.
Коллекция включает ряд интересных образцов пейзажного жанра, позволяющих проследить эволюцию русского пейзажа на пртяжении полутора века, начиная от “идеального” сочиненного образа природы с мотивами пасторали до правдивого пленерного вида.
Картина Е.Г. Солнцева “Пейзаж со стадом” выполнена в акдемической традиции конца 18в., предписывающей художникам четкое плановое построение композиции, устойчивый набор основных элементов, условный подход к решеию живописных задач.
В “Итальянском пейзаже” Г.Е.Новикова , написанном в первой половине 19в., проявились философический пафос и ностальгия романтизма. Высокий обрывистый берег с античными руинами, сплошь поросший травой ,хранит предания седой старины. Картина наводит на размышления о бренности жизни и неумолимом течении времен.
Реалистическая тенденция в изображении природы находит отражение в “Пейзаже с крестьянами ”1860г. М.К.Клодта. Однако в колористическом построении картины и в передаче естественного освещения мастер следует принципам академизма.
Картина И.В.Волковского “Село”1865г. любопытна правдивым и убедительным изображением панорамы жизни глубинки. Путешествуя по бездорожью сельской улицы, художника живо интересуют мельчайшие подробности устройства жилища и быта, повседневный костюм простонородья.
Иной подход к созданию пейзажа ощутим в картинах К.Я. Крыжицкого “Лесные дали”1886г., “Дорога”1899г. Волны пологих холмов, прячущихся в тень, или, залитая полуденным солнцем, степная дорога окутаны воздухом. Поэтизация природы, эмоциональный накал полотен, в которых отражено восхищение автора окружающим миром свидетельствует об утверждении реалистической эстетики и овладении новыми приемами и средствами живописи.
Светлая палитра пенистого прибоя, в которой нет места темным краскам, присуща произведению “На берегу”1897г. кисти Е.И.Столицы, одного из лучших учеников А.И.Куинджи. Холодную и пустынную природу взморья, которую оживляют фигуры погруженного в раздумья сидящего мальчика и уходящей вдаль девочки мастер изображает с помощью тончайших оттенков и рефлексов, подчиняя их сдержанному, суровому, как водная стихия, колориту картины.
В небольшом ряду графических листов следует отметить акварельный рисунок А.И. Стрелковского “Крестьянин в зипуне” второй половины 19 в., в котором создан правдивый и убедительный образ выходца из народа.