Музей після 1917 року

Новая эпоха в развитии музейного дела на Херсонщине началась после октябрьского переворота 1917 г. В 1918 г. при музее древностей Виктора Гошкевича была образована секция охраны памятников искусства и старины, главной целью которой был поиск и спасение тех частных собраний, которые были брошены их владельцами на произвол в час революционных событий и стремительной эмиграции. Эту секцию возглавил Владимир Павлович Пещанский, уже тогда известный специалист по архитектуре и искусствознанию. Им было спасено немало художественных произведений, которые пополнили фонды музея.

museum5

В 1923 г., после увольнения Пещанского и его отъезда во Львов, Музей Изящных Искусств утрачивает свой статус и название, и в официальных документах начинает именоваться художественным отделом Херсонского историко-археологического или единого Херсонского городского музея. Теперь его пополнение осуществляется посредством даров херсонских художников, а также за счет поступлений из национализированных частных собраний Херсона и его окрестностей.

museum6В октябре 1918 г. Советское правительство издало декрет о всеобщем учете памятников искусства и старины. Проведение учета было поручено Музейному отделу Наркомпроса и местным организациям. Таким образом в 1919 г. из национализированного имения Золотая Балка, ранее принадлежащего княгине Н.В. Святополк-Мирской, музей получил старинные картины, гравюры, фарфор (люстро-saxe), миниатюры и более тысячи книг, ь основном XVIII века. Из других частных коллекций Херсона, в том числе национализированного собрания Н.Аркаса, в музей поступили работы В.Перова, И.Айвазовского, К.Маковского, Н.Пимоненко, скульптура, мебель, фарфор.

На 1929 г. в художественном отделе Херсонского городского музея, который размещался на прежнем месте, по улице Говардовской (пр. Ушакова, 16), хранилось 350 экспонатов. Кроме уже перечисленных и дореволюционного собрания Музея Изящных Искусств, добавились еще картины художников А.Седова, Н.Кузнецова, Н.Фокина и др., а также херсонцев -Д.Бунцельмана, Л.Брюммера, Г.Курнакова, М.Нечитай-ло-Андреенко, в прошлом бывших представителями Херсонского общества любителей изящных искусств.

В 1935 г., согласно сохранившемуся до наших дней рукописному перечню, прилагавшемуся к акту передачи, коллекция художественного отдела насчитывала 675 экспонатов. Наиболее ценными среди них были работы И.Айвазовского, К.Вещилова, М.Теребенева, B. Поленова, Н.Пимоненко, Г.Кондратенко, К.Костанди, C. Кишиневского, Н.Кузнецова, Д.Бурлюка, В.Баранова, Е.Михайлова, скульпторов П.Клодта, Б.Эдуардса, И.Гинзбурга. Кроме того, коллекция включала большое количество старинного севрского и саксонского фарфора, мебели, многочисленные гравюры. До начала Второй мировой войны экспозиция художественного отдела неизменно привлекала внимание херсонцев. По словам старожилов, это было любимое место препровождения досуга.

museum8Во время немецко-фашистской оккупации Херсона большая часть музейных ценностей была вывезена в Германию и Румынию, кроме того, уничтожению подверглась и значительная часть музейной документации. Во время освобождения Херсона в 1944 г. в записке об ущербе, нанесенном оккупантами, директор городского музея А.Исаков сообщал: «Херсонский художественный музей (в помещении исторического отдела) следует считать несуществующим»

В послевоенный период были предприняты поиски утраченных ценностей. Летом 1945 г. из Румынии в Херсон началось возвращение захваченного оккупантами имущества. Всего в Херсонский историко-археологический музей поступило 898 экспонатов, среди которых были произведения живописи и декоративно-прикладного искусства. Уже в первой половине 1946 г. готовился план экспозиции художественного отдела, приобретались новые экспонаты. В 1948 г. было найдено и передано 70 произведений искусства, преимущественно графических листов. Однако вновь образовать при музее художественный отдел так и не удалось.

Лишь в июне 1966 г. в здании на углу площади Свободы и проспекта Ушакова был вновь открыт художественный отдел. Министерства культуры СССР и УССР передали отделу произведения советских художников, а на средства Херсонского облисполкома были приобретены картины старых мастеров из частных коллекций Киева, Москвы, Ленинграда, Одессы. Частью своих фондов поделились музеи Одессы, Харькова, Киева. Вновь пополнился раздел художественной графики, включивший в себя графические листы и гравюры, созданные во всех известных техниках этого вида искусства. Свои работы музею подарили ведущие херсонские художники: Г.Курнаков, К.Московченко, Д.Катынин, Е.Спицевич, В.Машницкий, Г.Петров.

museum9

В результате активной собирательской работы этих лет, проведенной научными сотрудниками В.Чупрыной, Н.Вагановой, С.Афанасьевой, заведующей художественным отделом В.Шевцовой были установлены личные контакты с коллекционерами Т.Юрой (Киев), Ф.Вишневским (Москва), М.И. Корниловской (Ленинград), приобретены интересные образцы русской и украинской иконы, картины «классиков» русского и украинского искусства, в частности представителей Товарищества южно-русских художников: К.Костанди, Н.Кузнецова. Многочисленные поступления и передачи произведений искусства на Херсонщину сделали возможным открытие филиала художественного отдела в Новой Каховке — Новокаховской картинной галереи.

Во второй половине 70-х, не без оснований, городские власти ставят вопрос о необходимости открытия отдельного художественного музея в Херсоне. Поводом к осуществлению этого проекта стал факт передачи в 1977 г. по завещанию в дар городу частной ленинградской коллекции Марии Корниловской.

Оставьте комментарий